«Работа по профилактики педзапущенности и правонарушений учащихся» (из опыта работы).

четверг, 11 февраля 2010 г.

сканирование0p0802

 

    Теоретическая часть.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

   Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Основные виды девиантного поведения.

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся, от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

  К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам. Психические расстройства возникают у молодых людей по ряду причин:

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

  Личностные расстройства, отчуждение проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение. Утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

  Депрессия состояние аффекта с отрицательной окраской.

  Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства.

Депрессия может протекать в различных формах:

· Локус контроль человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

· Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.

· Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Трудность распознания юношеских патологий заключается в их скрытом проявлении и в большинстве своем касаются нормальных молодых людей.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. Социальное неравенство.

Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности.

  В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Более того, консультации необходимы не только родителям групп риска, но и благополучным семьям.

  В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой встречаются дети эмоционально неустойчивые. Нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.п.

  Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

  Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо разнообразить формы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.

  Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

  • Поднимать авторитет семьи;
  • Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
  • Учитывать интересы родителей;
  • Опираться на жизненный опыт родителей;
  • Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;
  • Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

 Из опыта работы классного руководителя.

  Работая в школе, мне пришлось работать с “трудными” учениками, в качестве учителя географии и классного руководителя. Хочу поделиться небольшим опытом работы на примере выпускного класса.

  Мне дали классное руководство в 5 классе. Формально класс был сплочённым, в классе были отличники (Овечкина И., Захожая О., Котенкова Т.), ударников -10, неуспевающих не было. Но на самом деле у учащихся был низкий интеллектуальный уровень. Причины этого:

1. Был запущен период развития ребёнка от рождения до 8 лет т.к. некоторые родители не обращали внимания на развитие ребёнка.

2. Дети были из различных семей (интеллигенции, рабочих, неполных). Некоторые родители не занимались с детьми до школы. Они также не умели направлять учебную деятельность своего ребёнка.

3. В начальных классах часто менялись учителя предметники и классные руководители (Яковлева, Загонова, Потаенкова - классные руководители, учителя математики – Яковлева, Загонова, Стоякина)

4. Развивающее обучение только вводилось. Программа трудная особенно для неподготовленных учеников т.к. некоторые не ходили в детский сад.

5. Авторитарность некоторых педагогов оставили свой след т.к. команды возбуждают задерживающие центры коры головного мозга и угнетают умственную деятельность и сознательное управление своими движениями.

  В первое время было невыносимо трудно. Ученики никого не воспринимали, классный руководитель для них ни чего не значил. В классе появился неуспевающий по многим предметам; отличников не стало, количество ударников уменьшилось, появились трудности в обучении и в поведении у некоторых учеников.

  Стал вопрос: что делать, с чего начать? В первую очередь нужно было добиться, чтобы у учащихся не появилось отвращение к школе, к учёбе. Ведь никому не хочется идти туда, где его всегда все ругают. А это было и не раз. Одновременно нужно было, чтобы учащиеся поверили в свои силы, что они не хуже других, что они тоже что - то могут. Для этого нужно было поднять авторитет каждого ученика в глазах одноклассников. А это задача была не из лёгких: класс не привык прислушиваться к мнению классного руководителя, старших, выполнять задания, самостоятельно не умел мыслить. Надо было, чтобы каждый ученик почувствовал себя значимым, нашёл своё “Я”. Ведь человеку свойственно стремиться показать себя, если не может с хорошей стороны, то покажет с - плохой.

  Для этого было проведено много классных часов, диспутов, чаепитий. Так для развития творческого мышления объявляла конкурсы на лучшую идею проведения того или иного мероприятия. Такие формы работы способствовали лучшему узнаванию учениками друг друга. Стеснительные могли показать себя лучше, чем ожидали их одноклассники. Всё это способствовало формированию классного коллектива.

  Передо мной стояла ещё одна важная задача - повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. После занятий в школе (среднее звено) проводила консультации по тем предметам, которые учащимся давались трудно; объясняла задачи по физике. Слабые ученики были закреплены за сильными учениками. На классных часах проводила разные игры, способствующие интеллектуальному развитию; проводила диспуты, непринуждённые беседы на нравственно - этические темы. Обсуждали разные события, случаи, происходящие вокруг нас, давали им свои оценки, слушали мнение классного руководителя.

  Второй этап работы состоял в том, чтобы показать класс на уровне школы, поднять его авторитет. Ведь вся школа привыкла видеть его не с очень хорошей стороны. А как это сделать? Учёбой они не могут, она даётся им с трудом… Остаются внеклассные мероприятия! Тщательно подготовились к школьному осеннему балу. Тут помогли и артистические способности учеников (Резвых А., Фатеева А. и Кулькова А.). Наше выступление всем понравилось! Ученики поверили в свои силы, поднялся авторитет класса!

  За 4 года совместной работы мы успели сделать очень многое. Активно участвовали во всех мероприятиях школы и занимали призовые места. Юноши девушки занимались спортом, выступали в составе сборной школы и выигрывали команды других школ; юноши играли в футбол, занимали призовые места на районных соревнованиях.

  Мы достаточно успешно выдержали переводные экзамены, потеряв одного ученика из класса.

  После получения аттестатов о неполном среднем образовании решили не посещать школу 7 учеников. Осталось 13 учеников и нас объединили с параллельным классом. В класс пришли две второгодницы.

  Объединенный десятый класс насчитывал 26 учеников. Основная работа была направлена на то, чтобы в классе не произошёл раскол, поэтому с первых дней общения старалась настраивать учеников на то, что мы теперь единое целое и должны зарекомендовать себя как новый коллектив. Сплочению способствовало инстинктивное тяготение подростков к группированию со сверстниками.

   В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными.

  У старшеклассника очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.

  Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, стремлением не выглядеть « белой вороной». Поведение регулируется, прежде всего сверстниками, так как сверстник ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Поэтому сложившиеся взаимоотношения в классном коллективе являются источником формирования личности старшеклассника.

  На сегодняшний день можно сказать, что в одиннадцатом классе нет явных трудных подростков.

  Как же мы всего этого добились? Я не жаловалась родителям, как того требовали многие учителя, “работала с дневниками” т. е. старалась регулярно через неделю выставить все оценки и проверяла росписи родителей. Проделывая эту работу, поняла, что дневник нужен для записи домашних заданий и только для тех родителей, которые заинтересованы в учёбе своего ребёнка. Я так же не читала мораль, нотации. Подросткам они не нравятся, они сделают всё наоборот. Нотации заменяла непринуждёнными беседами. Садилась рядом с учениками, образуя полукруг, и, как бы случайно, заводила разговор, обсуждая то или иное событие. Учащиеся не замечали, что их воспитывают, но воспитательный процесс шёл. Обращалась с ними как со старшими, внимательно выслушивала их. Их мнение не всегда могло совпадать с моим или мнением других учителей. Прощала учащихся за “грехи”, человеку свойственно ошибаться. Вела себя везде: дома, в школе и на улице одинаково просто, естественно. Не надевала маску “учителя” в школе.

  При работе с классом руководствовалась девятью принципами Дейл Карнеги:

1. Начинайте с похвалы и искренней оценки достоинства человека.

2. Указывайте человеку на его ошибки косвенным образом.

3. Прежде чем критиковать другого человека, говорите о собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать прямые приказания.

5. Позволяйте другим спасать своё лицо.

6. Хвалите человека за малейший успех и за каждый шаг вперёд. Давайте “оценку от всего сердца, и не скупитесь на похвалу”.

7. Дайте о человеке хороший отзыв, чтобы он стремился оправдать его.

8. Используйте слова одобрения.

9. Добивайтесь, чтобы другой человек с радостью делал то, что вы ему предлагаете.

   А какие будут конечные результаты? Их мы увидим в будущем.

0 коммент.:

Отправить комментарий