«Учебные результаты обучения».

понедельник, 4 апреля 2011 г.

 

 

clip_image002У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Моей тяге «играть в учителя», проводить «уроки» со своими многочисленными куклами никто не препятствовал. Рассадив кукол, я давала им задания, которые сама придумывала. Оценки выставляла красной ручкой в расчерченную под журнал тетрадь с вымышленными именами и фамилиями.

Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

Да и склонность к путешествиям была во мне с детства естественной, словно я с нею родилась. Она только ждала случая проявиться.

Кстати географические интересы, возникнув тогда, не исчезли из жизни - и сейчас я им не чужда. Они сказались даже профессионально (работаю учителем географии).

Что такое – работа учителя? Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь…Вернее, ЛЮБОВЬ! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.

Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя».

И если основные профессиональные заповеди медиков: «не навреди», то в качестве таковых у педагогов я бы назвала: «пойми ученика» и «помоги ему научиться».

Формируя своё педагогическое кредо, я убеждена, что школа должна, как можно полнее использовать для гармоничного развития человека всё, что даёт природа.

   Окружающий мир полон загадочных открытий. Задача учителя подвести ученика, подтолкнуть его к познанию. Научить его видеть дальше своего окна, дать понять то, что он изучает в школе, каждый день происходит в окружающем его мире… Научить его спрашивать, быть любопытным, ему страшно, но очень интересно. Порой дети замечают то, что не видим мы, взрослые. Не видим простого, элементарного, из-за своих житейских забот, а открывая мир ребенку, мы учимся вместе с ним, при этом удивляясь – как это прекрасно!

Когда учитель демонстрирует материал и показывает конечный результат, то эта демонстрация не должна восприниматься как совершенный идеал, учитель предлагает всего лишь возможный образец. Надо учить ребенка находить другие методы решения поставленной задачи, научить мыслить объемно, нестандартно. Подвести ученика к созданию более совершенной формы. И если это изделие превосходит образец, предложенный учителем, то не надо бояться, что ученик превосходит своего учителя, как раз в это время и наступает момент сотворчества: ученик – учитель, когда направляющую роль берет на себя учитель, а ученик выдвигает идеи и уже вместе, всем коллективом эти идеи воплощаются в жизнь. Вот тогда наступает момент понимания с полуслова. И это есть победа. Старинная датская пословица гласит: «Тот, кто не решается спросить, стыдится учиться». Порой дети задают такие вопросы, на которые учитель затрудняется ответить. И тогда, чтобы учить, необходимо учиться, повышая своё педагогическое мастерство и применяя новые методы и новые технологии в преподавании географии.

    В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения.

    Желание шагать в ногу со временем и осваивать язык будущего – компьютер, желание придать обучению практический характер, именно это привело меня к рождению уроков с использованием новых информационных технологий.

Все это потребовало решения основной задачи – быстрейшего освоения различных программ: Microsoft Word, Exсel, Microsoft Power Point, FotoDekor, Photodex_proshow, Adobe Photoshop.

Благодаря Федерации Интернет – образования в 2002 году я повысила свою квалификацию в Томском Политехническом Университете на базе Томского регионального центра Федерации Интернет образования по программе «Сетевые технологии и глобальная компьютерная сеть Internet»;

    в 2007 году прошла  курсы «Разработка образовательных медиа ресурсов» и проводимые уроки дают мне прекрасную возможность познания, исследования, изучения мира, где обучаю учащихся МОУ «Степановская средняя общеобразовательная школа» с 6 – 10 класс, веду уроки географии в классах с общей численностью более130 человек.

Задачу, которую ставлю, перед собой идя на урок - это качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу я могу решить только на основе существенного повышения своего педагогического мастерства и применения новых методов и форм их решения.

    Стараюсь на уроках вести каждого ученика к успеху, с каждой новой работой подниматься на новую ступеньку. А если что – то не получилось, даю возможность поработать дополнительно и получить планируемый результат. Да, у учителя это занимает время, но зато ученик усваивает истину: результат можно получить только в труде. Стремлюсь внушить: все, что делает, человек, должно быть эстетично, грамотно, радовать глаз. Именно такие критерии ложатся в основу работы с контурными картами, обучения оформлению творческих работ, презентаций и т. д.

В современном мире каждый человек должен владеть умением анализировать массу информации, основы этого умения закладываются на уроках географии. Это работа с материалами учебника, статистическими материалами, дополнительной литературой, Интернетом. Только уроки географии помогают молодому человеку составить многогранную картину мира, объяснить многие вопросы.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.

ИКТ в образовательном пространстве расширяют кругозор учащихся, позволяют получать как можно больше информации за меньшее время. Интерактивность компьютера существенно изменяет способы управления учебной деятельностью, вовлекает учащихся в активную работу.

Цели:

Активизация познавательного интереса учащихся и мотивации к учению через использование ИКТ на уроках географии.

Формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе использования ИКТ.

Новизна опыта.

Использование в системе образования новых информационных ресурсов: единого информационного пространства – сети Интернет, интерактивных энциклопедий, карт, мультимедийных обучающих программ по географии.

Ведущая педагогическая идея.

Активное взаимодействие «учитель» – «ученик», «ученик» – «ученик» в процессе использования ИКТ, объективная оценка знаний с помощью интерактивных тестов в процессе самообучения.

     Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое общение между учителем и учеником. Поэтому учебный процесс организуется таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В условиях доброжелательности, взаимной поддержки идет развитие познавательной деятельности, учащиеся получают новые знания. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

И как результат: высокая активность учащихся на уроках, высокое качество знаний, положительное отношение к предмету.

Таблица №1.

Динамика абсолютной успеваемости

Годы

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Общее число обучающихся

138

148

135

135

134

Абсолютная успеваемость, %

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость, %

55%

58%

61%

65%

69%

Данная таблица наглядно демонстрирует позитивную динамику абсолютной успеваемости. В течение трёх лет абсолютная успеваемость стабильна, качественная – увеличивается.

Сегодня и завтра обществу нужен человек-творец, поэтому своей целью считаю эффективное содействие развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формирование его индивидуальности, способности к нравственной, познавательной и творческой реализации своих возможностей.

Ставлю перед собой следующие задачи:

1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;

2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

3) помогать ребёнку в формировании положительной «Я‑концепции», развитии творческих способностей.

    С первого урока географии старалась развивать познавательный интерес. Мы отправляемся в заочное путешествие по странам и континентам, рассказываем о великих путешественниках, мореплавателях и первооткрывателях, смотрим и обсуждаем захватывающие фрагменты фильмов «Команда Кусто».

Показываю практическую значимость географии. Всегда побуждаю детей к рассуждениям, учу умению отстаивать свою точку зрения.

    В своей работе реализую личностно-ориентированный подход в обучении.

Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.

   Довольно эффективна, на мой взгляд, групповая работа. Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначное решение с той целью, чтобы завершить работу дискуссией между группами или даю группам разные задания по одной теме; обсуждение отчёта каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом.

Организация работы в группах на уроке преследует следующие цели:

· научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;

· научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;

· научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;

· научить правилам ведения дискуссии;

· прививать навыки выступления и умения слушать и слышать других, доказывать свою правоту и признавать правильность суждения одноклассников.

Опыт проведения уроков в форме групповой работы, в целом, положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе.

Групповая работа требует временного или постоянного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения и представить совместный результат. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности. Главными целями данной технологии обучения является обеспечение активности учебного процесса, позволяет повысить качество учебной деятельности, готовит конкурентоспособных учеников, свободно ориентирующихся в информационном пространстве т.к. учащийся становится субъектом образовательного процесса.

   Ученики школы сдают ЕГЭ по географии, не смотря на то, что предмет не является обязательным. Самый высокий результат показала в 2005 году Стяжкина Дарья - 68 баллов.

Единый государственный экзамен показал достаточно высокий уровень знаний выпускников школы по географии. Средний тестовый балл выше районного и областного.

    Провожу большую работу с одарёнными детьми, развиваю их эрудицию, познавательную активность, работаем много с дополнительной литературой, использую олимпиадные задания прошлых лет. Для этого веду тщательный подбор и накапливаю материал. Поэтому ученики, активно принимают участие в олимпиадах по географии разного уровня и показывают высокие результаты.

    Любой учитель желает видеть в глазах школьников интерес к своему предмету. Одним из важнейших условий повышения интереса – работа ученика над домашним заданием. Учителю необходимо применять методику домашних заданий так, чтобы каждый ученик интересовался предметом. Огромный вклад в развитие индивидуальности ребёнка вносят творческие нетрадиционные задания. Выполняя любую творческую работу в учебном процессе, школьник не только использует знания, приобретённые ранее, пересматривает литературу по предмету, но и опирается на жизненные ситуации, проявляет свой индивидуализм и черты творческой личности. Творческие задания, в т.ч. и домашние, вызывают живой интерес у учащихся.

0 коммент.:

Отправить комментарий