Природные зоны Северной Америки

среда, 6 апреля 2011 г.

Резвых Татьяна Петровна, учитель географии, высшая квалификационная категория.

МОУ «Степановская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Природные зоны Северной Америки

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными;

2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.

3. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки;

Учебно -наглядный комплекс: набор картинок с видами животных и растений Северной Америки, слайд шоу (презентация), физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности.

Тип урока: урок изучение нового материала

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Вводная часть. Подготовка к основному этапу урока.

        Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.

Поэтому начать урок я хочу с легенды о вожде одного из индийских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал : « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие».

       Ø - Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины? (Обсуждение вопроса)

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта, которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.

       Ø Откройте тетради и запишите тему урока: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»

Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона

Учащиеся: дают определение понятию природная зона – широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.

Природные зоны - территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями (климат, почвы, растительность, животные)

Вертикальная поясность - постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.

3. Объяснение нового материала:

Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий.

В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон особым образом. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

       Ø Сопоставьте карты « Климатические пояса и области», « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» стр. 35 атласа. Какой вывод напрашивается?

      ВЫВОД: Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи, слайды).

         Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима (работа с климатической картой), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами (голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями (карликовая береза, ива, сосна). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях (слайды)

        При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.

      В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен.

При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.

Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь. Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром.

По ходу объяснения нового материала учащиеся работают с контурной картой. ( Подписывают название природных зон, почв и ярких представителей растительного и животного мира).

4. Игра на закрепление нового материала

« Узнай по описанию природную зону »

    Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, метлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогие антилопы. Кайоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны. Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны (степь – прерии).

      Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод- морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок (тундр).

5. Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека

Анализ комплексной карты стр. 37 атлас.

-В какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников?

- Как вы думаете, почем именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.

6. Первичный контроль знаний нового материала

      Тест на установление соответствия

7. Подведение итогов урока.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какая часть урока вам особенно понравилась и почему?

Домашнее задание

          Прочитать параграф 55. Подготовить рассказ о природной зоне (по выбору учащихся) по плану на стр. 312 учебника. Составить путеводитель по природной зоне.

0 коммент.:

Отправить комментарий